Литературный кинохронограф "Шелест страниц на кинопленке"

     Год кино-2016 стал "логичным продолжением" Года литературы-2015. По замыслу Министерства культуры, проведение Года российского кино «...целенаправленная государственная политика по популяризации, повышению качества и общественного значения еще одной из важнейших гуманитарных отраслей». В рамках проведения Года кино будут экранизированы произведения русских классиков и современных авторов.
     Экранизация классики всегда пользовалась повышенным внимание у российского зрителя. Любимые со школьной скамьи произведения представали перед читателями в новом свете, в новом видении. Иногда это видение совпадало с нашим, иногда - нет. Но, в основном, экранизированные классические произведения вызывали  одобрение у зрителей, и, уже в свою очередь, становились классикой, золотым фондом российского и мирового кинематографа.
     На этой странице мы будем знакомить вас с экранизациями произведений признанных классиков русской литературы, которые, наиболее полюбились нашему зрителю, и "зажили" своей, отдельной жизнью, вызывая бурю эмоций, дискуссии и обсуждения, не оставляя равнодушными российского зрителя.  
                              
                                       Я Н В А Р Ь
29 января 2016 года исполняется 156 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова - русского писателя, прозаика, драматурга, общепризнанного классика мировой литературы. 
По профессии Антон Павлович врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902 гг.). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности "Чайка", "Три сестры" и "Вишневый сад", на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.
За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя "Степь", "Скучная история", "Дуэль", Палата № 6", "Рассказ неизвестного человека", "Мужики", "Человек в футляре", "В овраге", "Детвора", "Драма на охоте"; из пьес: "Иванов", "Чайка", "Дядя Ваня",, "Три сестры", "Вишневый сад".
Творчество русского классика и по сей день вдохновляет кинорежиссеров. Представляем вам самые известные экранизации его произведений: 
«Палата № 6» (2009) /реж. К. Шахназаров «…сохранив фабульную основу повести, авторы фильма перенесли действие в настоящее время»; в ролях В. Ильин, А. Панкратов-Черный, Е. Стычкин, А. Жарков/
«О любви» (2003) - по мотивам рассказов А.П. Чехова «Доктор», «Медведь», «Володя»
/реж. Сергей Соловьев «…сделал попытку раскрыть чеховское понимание любви»; в ролях Т. Друбич, А. Абдулов, Е. Крюкова, А. Збруев, Е. Волкова и др./
«Три сестры» (1994) /реж. С. Соловьев, в ролях: Е. Корикова, К. Качалина, О. Беляева и др./
«Очи черные» (1987) по мотивам нескольких рассказов Чехова, включая знаменитую «Даму с собачкой»
/реж. Н. Михалков, в ролях: Марчело Мастрояни, Е. Сафонова, И. Смоктуновский, В. Ларионов, О. Табаков, Ю. Богатырев и др./
«Володя большой, Володя маленький» (1985) по мотивам рассказов Чехова
/реж. В. Криштофович, в ролях: О. Мелихова, Р. Янковский, О. Меньшиков и др./
«Поцелуй» (1983) /реж. Р. Балаян, в ролях: О. Янковский, А. Абдулов, О. Меньшиков, О. Табаков, А. Адабашьян, И. Алферова и др./
«Рассказы о любви» (1980) - по мотивам рассказов А.П. Чехова «На пути», «Осенью», «В ссылке». В своем фильме авторы попытались отразить тонкий чеховский психологизм и показать, как в действительности сложна и многогранна душа человека, который испытывает искренние чувства...
/реж. А. Войтецкий, в ролях: А. Каменкова, А. Джигарханян, Н. Михеев, В. Носик и др./
«Рассказ неизвестного человека» (1980) /реж. Витаутас Жалакявичюс, в ролях: А. Кайдановский, Е. Симонова, Г. Тараторкин, Л. Зайцева, П. Кадочников и др./
«Мой ласковый и нежный зверь» (1978) - по мотивам повести А.П. Чехова «Драма на охоте». Номинировался на Государственную премию СССР в 1979 году, участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля (1978г)
/реж. Э. Лотяну, в ролях: Г. Беляева, О. Янковский, К. Лавров, Л. Марков, С. Тома и др./
«Степь» (1977) /реж. С. Бондарчук, в ролях: О. Кузнецов, Н. Трофимов, С. Бондарчук, И. Лапиков, Г. Бурков, С. Любшин, И. Смоктуновский/
«Сапоги всмятку» (1977) - по рассказам А.П. Чехова "Лебединая песня" и "Сапоги", о жизни провинциальных актеров...
/реж. М. Ильенко, в ролях: Б. Андреев, В. Носик, А Потапов и др./
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976) по мотивам нескольких рассказов Чехова: «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь», «Пьеса без названия»
/реж. Н. Михалков, в ролях: А. Калягин, Е. Соловей, Е. Глушенко, Ю. Богатырев, О. Табаков, Н. Михалков и др. Награды: 1977г: МКФ в Картахене - Специальный приз жюри (А. Калягин); МКФ в Сан-Себастьяне - приз "Большая золотая раковина" (Н. Михалков); 1978г.: МКФ авторского кино в Белграде - Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии (Н. Михалков); МКФ в Чикаго - премия "Золотой Хьюго" (Н. Михалков); премия «Давид Донателло» (Н. Михалков)/
«Плохой хороший человек» (1973) - по  повести А. Чехова "Дуэль"
/реж. И. Хейфицем, в ролях: О. Даль, В. Высоцкий, Л. Максакова, А. Папанов и др. Награды: 1974г.: Приз «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли на V фестивале наций в Таормине (Италия) – В. Высоцкий; X МКФ в Чикаго (США) – В. Высоцкий; И. Хейфиц за высокие художественные достижения в экранизации произведений А.П. Чехова награжден Призом «Серебряная пластина»/
«Дядя Ваня» (1970) /реж. А. Михалков-Кончаловский, в ролях: С. Бондарчук, И. Смоктуновский, И. Купченко, В. Зельдин, Н. Пастухов, И. Мирошниченко и др. Награды: приз «Серебряная раковина» на МКФ в Сан-Себастьяне (1971); 1972г.: на фестивале советских фильмов в Сорренто А. Кончаловский награжден призом «Серебряная сирена»; 1974г.: МКФ в Милане «Серебряная медаль (А. Кончаловский)/.
«Душечка» (1966) /реж. С. Колосов, в ролях Л. Касаткина, Р. Быков, В. Никулин и др.
«Дама с собачкой» (1959) /реж. И. Хейфиц, в ролях: А. Баталов, И. Саввина и др. Удостоен премии в Каннах в 1960 году/
«Попрыгунья» (1955) /реж. С. Самсонов, в ролях: Л. Целиковская, С. Бондарчук и др. Удостоен приза как лучший иностранный фильм на Венецианском кинофестивале в 1955 году/
«Шведская спичка» (1955) /реж. К. Юдин, в ролях: А. Гибов, М. Яншин, Т. Носова и др./
«Анна на шее» (1954) /реж. И. Анненский, в ролях:  А. Ларионова, А .Вертинский, М. Жаров и др./
«Свадьба» (1944) /реж. И. Анненский, в ролях: З. Федорова, Э. Гарин, В. Марецкая, Ф. Раневская, С. Мартинсон, А. Грибов, М. Яншин/
«Человек в футляре» (1939) /реж. И. Анненский, в ролях: Н. Хмелев, М. Жаров, Ф. Раневская, А Грибов и др./
«Медведь» (1938) /реж. И. Анненский, в ролях: О. Андровская, М. Жаров и др./

                                       Ф Е В Р А Л Ь
10 февраля 2016 года исполняется 126 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернакарусского писателя, поэта, переводчика, одного из крупнейших поэтов ХХ века.
Пожалуй одно из самых значительных произведений писателя, роман «Доктор Живаго», создавался в течение десяти лет - с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого Пастернака, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».
Произведение, затрагивающее сокровенные вопросы человеческого существования - тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к Октябрьской революции последующим изменениям в жизни страны.
В 1955 году Пастернак закончил роман, а через три года писателю была вручена Нобелевская премия по литературе, что вызвало бурю отрицательных эмоций в писательских кругах и в обществе, а вслед за этим Пастернак был подвергнут гонениям и со стороны советского правительства.
Экранизации романа:
«Доктор Живаго» (2005) /телесериал реж. А. Прошкин, в ролях: О. Меньшиков, Ч. Хаматова, О. Янковский и др./
«Доктор Живаго» (2002) /британский мини-сериал итальянского режиссёра Джакомо Кампиотти с актёрами Хансом Мэтисоном, Кирой Найтли, и Сэмом Нилом в главных ролях/ 
«Доктор Живаго» (1965) /реж. Дэвид Лин, в ролях: Омар Шариф, Джули Кристи и др./

М А Р Т
28 марта 2016 года исполняется 148 лет Максиму Горькому (литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький) – русскому писателю, прозаику, драматургу, нашему земляку – уроженцу Нижнего Новгорода.
Максим Горький - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начиная с 1918 года, был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.
Несмотря на то, что в некоторые годы Горький был крупнейшим спонсором большевистской фракции, к Октябрьской революции 1917 года он отнёсся скептически. Однако после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы, Горький вернулся в СССР, где в последние годы жизни получил официальное признание как основатель социалистического реализма.
Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918-1986 годы: общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн. экземпляров; если же принимать в расчёт не только советских писателей, то Горький уступает лишь Л.Н. Толстому и А.С. Пушкину.
                 Самые известные экранизации произведений Максима Горького:
«На Дне» (2014) /реж. В. Котт, в ролях: В. Русаков, М. Ефремов, Е. Добровольская и др./
«Летние Люди» (1995) /реж. С. Урсуляк, в ролях: С. Маковецкий, С. Рябова, В. Гвоздицкий и др./
«Мать» (1989) /реж. Г. Панфилов, в ролях: И. Чурикова, В. Раков, А. Шишонок, Д. Певцов и др./
«Жизнь Клима Самгина» (1986) /реж. В. Титов, в ролях: А. Руденский, Е. Соловей, Э. Романов/
«Васса» (1983) /реж. Г. Панфилов, в ролях: И. Чурикова, Н. Скоробогатов, В. Теличкина и др./
«Табор уходит в небо» (1976) /реж. Э. Лотяну, в ролях: Г. Григориу, С. Тома, Б. Брондуков, Е. Жемчужная, Р. Волшанинова и др./
«Дачники» (1966) /реж. Б. Бабочкин, Е. Скачко, в ролях: Н. Анненков, Р. Нифонтова, Г. Егорова и др./
«Мать» (1956) /реж. М. Донской, в ролях: В. Марецкая, А. Баталов, Т. Пилецкая и др./
«Варвары» (1953) /реж. Л. Луков, К. Зубов, в ролях: Н. Анненков, К. Тарасова, К. Зубов и др./
«Егор Булычов и другие» (1953) - фильм-спектакль по одноименной пьесе А.М. Горького в постановке Государственного театра им. Евг. Вахтангова
/реж. Ю. Солнцева, в ролях: Д. Андреева, С. Лукьянов, Н. Никитина и др./
«Враги» (1953) /реж. Т. Родионова, в ролях: В. Софронов, Е. Грановская, Н. Корн и др./
«Васса Железнова» (1953) /реж. Л. Луков, К. Зубов, в ролях: В. Пашенная, М. Жаров, Н. Шамин/
«На дне» (1952) /реж. А. Фролов, в ролях: С. Блинников, К. Головко, В. Готовцев и др./
«Дело Артамоновых» (1941) /реж. Г. Рошаль, в ролях: В. Марецкая, М. Державин, С. Ромоданов и др./
«Мои университеты» (1939) /реж. М. Донской, в ролях: Н. Вальберт, С. Каюков, Н. Дорохин и др./
«В людях» (1938) /реж. М. Донской, в ролях:  А. Лярский, И. Зарубина, В. Массалитинова и д./

А П Р Е Л Ь
1 апреля 2016 года исполняется 207 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголярусского писателя-прозаика, драматурга, поэта, критика, публициста, признанного классика русской литературы.
Николай Васильевич происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. Его детство прошло недалеко от Диканьки, название которой было увековечено гением. Библейские сюжеты, поведанные мамой, нередко применялись виртуозом нашего языка в его шедеврах. Получив образование, которое пристало его кругу, Гоголь попытался послужить Отчизне, но вольнодумство не позволило чего-то достичь.
Сойдясь с петербургским кружком авторов, Гоголь начинает творить. В 1831 году взорам публики предстали «Вечера на хуторе близ Диканьки» и прославили автора. В 1835 году закончены «Тарас Бульба» и «Вий».
Произведения Николая Васильевича Гоголя много раз переносились на экран. Не зависимо от того, старые это фильмы или современные, они всегда будут любимы и популярны среди российского зрителя.
Самые известные экранизации произведений Н.В. Гоголя:
«Тарас Бульба» (2009)
/реж. В. Бортко в ролях: Б. Ступка, И. Петренко, В. Вдовиченков, М. Мельцаж, Л. Лауцявичюс, А. Роговцева, М. Боярский и др./
«Женитьба» (2009)
/реж. М. Захаров, в ролях: Л. Броневой, А. Захарова, И. Агапов и др./
«Русская игра» (2007)
/реж. П. Чухрай, в ролях: С. Маковецкий, С. Гармаш, А. Мерзликин и др./
«Ведьма» (2006) - по мотивам  повести Н. Гоголя «Вий»
/реж. О. Фесенко, в ролях: В. Николаев, Е. Крюкова, Лембит Ульфсак и др./
«Дело о «Мертвых душах» (2005)
/реж.: П. Лунгин, в ролях: И. Стрелкова-Оболдина, П. Деревянко, С. Гармаш и др./
«Ревизор» (1996)
/реж. С. Газаров, в ролях: Н. Михалков, Е. Миронов, О. Янковский и др./
«Вий» (1996) - по мотивам повести Н.В. Гоголя "Вий"
/реж. А. Грачева, в ролях: Б. Бенюк, И. Кадубец, Н. Сумська и др./
«Мертвые души» (1984)
/реж. М. Швейцер, в ролях: А. Трофимов, А. Калягин, Ю. Богатырев, Т. Носова, В. Шаповалов, И. Смоктуновский, В. Невинный и др./
«Миргород и его обитатели» (1983) - по мотивам произведений Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
/реж. М. Ильенко, в ролях: Б. Бенюк, В. Павлов, Ф. Шмаков и др./
«Ревизор» (1982)
/реж. В. Плучек, в ролях: С. Мишулин, М. Державин, А. Миронов и др./
«Инкогнито из Петербурга» (1977) - по мотивам пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»
/реж.: Л. Гайдай, в ролях: А. Папанов, С. Мигицко, Н. Мордюкова, О. Анохина, В. Носик, А. Кузнецов, В. Невинный, Л. Харитонов, Л. Куравлев, О. Анофриев и др./
«Женитьба» (1977)
/реж. В. Мельников, в ролях: Е. Леонов, С. Крючкова, О. Борисов и др./
«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (1976)
/реж. В. Фокин, в ролях: О. Табаков, А. Леонтьев, Л. Федосеева-Шукшина, С. Кулагин, Т. Васильева и др./
«Пропавшая грамота» (1972)
/реж. Б. Ивченко, в ролях: И. Миколайчук, М. Капнист, З. Цахипова/
«Вий» (1967)
/реж. Г. Кропачев и К. Ершов, в ролях: Л. Куравлев. Н. Варлей, А. Глазырин, Н. Кутузов и др./
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1963)
/реж. А. Роу, в ролях: Ю. Тавров, Л. Хитяева, А. Хвыля и др./
«Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1959)
/реж.В. Карасев, в ролях: Н. Волков, Г. Лаврик, В. Кравченко, Г. Вицин, Г. Глебов, Г. Светлани и др./
«Шинель» (1959)
/реж. А. Баталов, в ролях: Р. Быков, Ю. Толубеев, А. Ёжкина, Е. Понсова, Г. Тейх и др./
«Ревизор» (1953)
/реж. В. Петров, в ролях: Э. Гарин, И. Горбачев, А. Георгиевская и др./
«Майская ночь, или Утопленница» (1952)
/реж. А. Роу, в ролях: Н. Досенко, Т. Конюхова, А. Хвыля, Л. Юдина и др./
«Ночь перед Рождеством» (1951) - полнометражный мультфильм по одноименной повести Н.В. Гоголя
/реж. В. Брумберг и З. Брумберг, роли озвучивали: Л. Гриценко, Н. Гриценко, В. Марецкая, М. Яншин, А. Жильцов, В. Грибков и др./
«Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941)
/реж. А. Кустов, А. Мазур, в ролях: В. Попов, С. Блинников, В. Владиславский и др./
«Сорочинская ярмарка» (1939)
/реж. Н. Экк, в ролях: В. Чайка, Д. Капка, В. Ивашева и др./


М А Й
15 мая 2016 года исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова - выдающегося писателя, автора одного из самых ярких романов 20 века «Мастер и Маргарита». Но и в наши дни мы с интересом открываем что-то новое для себя об этом «мистическом» писателе и его бессмертных шедеврах.
«Мастер и Маргарита» - блистательный роман, последнее итоговое произведение писателя. При работе над ним Булгаков использовал множество исторических и литературных источников, по-своему переосмысляя их. «Мастер и Маргарита» - «роман в романе». Происходящее предстает в трех измерениях: время древнее (Ершалаим), московское (современное) и вечное (потустороннее). Нравственный поединок между Иешуа и Пилатом символизирует вековечную борьбу Света и Тьмы.
Деятели искусства всегда были неравнодушны к великому произведению мастера.
Представляем вам экранизации романа и других произведений писателя:
«Мастер и Маргарита» (2005)
/реж. В. Бортко, в ролях: А. Ковальчук, А. Галибин, О. Басилашвили, А. Абдулов, В. Галкин и др./
«Мастер и Маргарита» (2005)
/реж. А. Горшков, в ролях: А. Горшков, В. Степанов, С. Колешня и др./
«Мастер и Маргарита» (1994)
/реж. Ю. Кара, в ролях М. Ульянов, В. Гафт, А. Вертинская и др./
«Мастер и Маргарита» (1988)
/реж. Мацей Войтышко, в ролях: Станислав Брудны, Йоанна Чемневская, Мария Чюнелис и др./
«Мастер и Маргарита» (1972)
/реж. Ал. Петрович, в ролях: Уго Тоньяцци, Мимзи Фармер, Ален Кюни и др./
«Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу» (1972)
/реж. Анджей Вайда, в ролях: Войцех Пшоняк, Ян Кречмар, Даниэль Ольбрыхский и др./

«Записки юного врача» (2012)
/реж. Ал. Хардкэсл, в ролях: Дж. Хэмм, Д. Рэдклифф, А. Годли и др./
«Белая гвардия» (2012)
/реж. С. Снежкин, в ролях: К. Хабенский, К. Раппопорт, Ф. Бондарчук и др./
«Морфий» (2008)
/реж. А. Балабанов, в ролях: Л. Бичевин, Инг. Дапкунайте, С. Письмиченко и др./ (сценарий этого фильма написал еще Сергей Бодров (младший), но, не успев приступить к съемкам, Сергей погиб в горах Северной Осетии. В память о друге Алексей Балабанов снял фильм по ранним произведениям Булгакова "Записки юного врача")
«Белая гвардия» (2005)
/реж. Л. Тимофеева, С. Женовач, в ролях: В. Хлевинский, К. К. Хабенский, М. Пореченков и др./
«Собачье сердце» (1988)
/реж. В. Бортко, в ролях: В. Толоконников, Е. Евстигнеев, Б. Плотников, Н. Русланова и др.
«Дни Турбиных» (1976)
/реж. В. Басов, в ролях: О. Басилашвили, В. Титова, В. Лановой и др./
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
/реж. Л. Гайдай, в ролях: Н. Селезнева, А. Демьяненко, Ю. Яковлев, Н. Крачковская и др./
«Бег» (1971)
/реж. А. Алов и В. Наумов, в ролях: Н. Олялин, А. Баталов, Т. Ткач, Е. Евстигнеев, М. Ульянов и др./

И Ю Н Ь
6 июня 2016 года исполняется 217 лет Александру Сергеевичу Пушкину.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация как величайшего национального русского поэта, драматурга, прозаика. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Среди наиболее известных стихотворений Александра Сергеевича такие, как «Воспоминания в Царском селе», «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Вольность», «Я помню чудное мгновенье», «Памятник» (Я памятник воздвиг нерукотворный…») и др. Его перу принадлежат поэмы: «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Кавказский пленник», драма «Борис Годунов», «Капитанская дочка», роман в стихах «Евгений Онегин» и др.С именем Пушкина связано село Болдино Нижегородской области, где написаны «Повести Белкина»,  «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др.
Вот уже 217 лет  Александр Сергеевич Пушкин остается популярным у каждого русского человека. Его имя увековечено не только на страницах учебников и в литературных исследованиях, в названиях городов и улиц, его образ жив не только в портретах и скульптурах, музыкальных произведениях. За последние сто лет произведения «солнца русской поэзии» и его жизнь нашли отражение в кинематографе. На сегодняшний день существует около 21 экранизации его произведений (в том числе мультипликационных) и около 6 картин о жизни великого поэта. Самой ранней из сохранившихся экранизаций стала картина 1909 года Василия Гончарова. Это был немой короткометражный фильм, снятый по мотивам поэмы «Полтава» и либретто оперы «Мазепа». Больше всего экранизаций «Пиковой дамы» - 4, у «Евгения Онегина» и «Сказки о царе Салтане» - по 3 экранизации. Первый фильм о жизни Пушкина появился в 1910 году, его снял уже известный к тому времени Василий Гончаров. В  фильме  2006 года «Пушкин. Последняя дуэль» образ великого поэта воплотил Сергей Безруков.
                  Самые известные экранизации произведений А.С. Пушкина
«Дубровский» (2014)
/реж. А. Вартанов,  К. Михановский,  в ролях: Д. Козловский, К. Коршунова, Ю. Цурило/
«Борис Годунов» (2011)
/реж. В. Мирзоев, в ролях: М. Суханов, О. Гутшмидт – Остроумова, М. Козаков/
«Онегин» (1999)
/реж. Марта Файнс, в ролях: РэйфФайнс, Лив Тайлер, Тоби Стивенс/
«Барышня-крестьянка» (1995)
/реж. А. Сахаров, в ролях: В. Лановой, Е. Редникова, В. Захарченко/
«Мне скучно, бес» (1993)
/реж. Ю. Борисов, в ролях: О. Борисов, Ю. Посохов, А. Харитонов/
«Эти... три верные карты...» (1988)
/реж. А. Орлов, в ролях: А. Феклистов, С. Станюта, В. Глаголева/
«Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988)
/реж. В. Никифоров, в ролях: М. Ефремов, М. Зудина, В. Самойлов/
«Борис Годунов» (1986)
/реж. С. Бондарчук, в ролях: С. Бондарчук, Е. Самойлов, Л. Шевель/
«Сказка о царе Салтане» (1985) – полнометражный мультипликационный фильм
/реж. Л. Мильчин, И. Иванов-Вано, в ролях: Б. Новиков, М. Виноградова, Р. Филиппов/
«Маленькие трагедии» (1980)
/реж. М. Швейцер, в ролях: Г. Тараторкин, С. Юрский, В. Золотухин/
«Осенние колокола» (1979) – музыкальный фильм по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
/ реж. В. Горрикер, в ролях: И. Алферова, А. Кириллов, Л. Дребнева/
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
/реж. А. Митта, в ролях: В. Высоцкий, А. Петренко, О. Табаков/
«Капитанская дочка» (1976)
/реж. П. Резников, в ролях: А. Кутепов, А. Абдулов, Е. Проклова/
«Руслан и Людмила» (1972)
/реж. А. Птушко, в ролях В. Козинец, Н. Петрова, В. Федоров/
«Станционный смотритель» (1972)
/реж. С. Соловьев, в ролях: Н. Пастухов, М. Кушнирова, Н. Михалков/
«Метель» (1966)
/реж. В. Басов, в ролях: О. Видов, В. Титова, Г. Мартынюк/
«Выстрел» (1966)
/реж. Н. Трахтенберг, в ролях: Л. Поляков, В. Володин, Т. Конюхова/
«Пиковая дама» (1961)
/реж. Р. Тихомиров, в ролях: О. Стриженов, З. Анджапаридзе, Л. Авдеева/
«Капитанская дочка» (1958)
/реж. В. Каплуновский, в ролях: И. Арепина, О. Стриженов, В. Дорофеев/
«Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) - короткометражный мультипликационный фильм
/реж. М. Цехановский, в ролях: Б. Чирков, А. Зуева, В. Грибков/


И Ю Л Ь
25 июля 2016 года исполняется 87 лет Василию Макаровичу Шукшину советскому кинорежиссеру, актеру, писателю, сценаристу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, лауреату Ленинской премии. Василий Макарович был награжден Государственной премией СССР, Государственной премией РСФСР им. братьев Васильевых. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге». В 1956 году состоялся дебют Шукшина в эпизодической роли в фильме С. Герасимова «Тихий Дон», в 1958 году он снялся в первой своей главной роли - в фильме М. Хуциева «Два Федора».
В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссер, и исполнитель главной роли. По мотивам своих рассказов «Классный водитель», «Гринька Малюгин» написал сценарий своей первой полнометражной картины «Живет такой парень». Первая книга Шукшина «Сельские жители» была опубликована в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании Степана Разина, который не получил одобрения и впоследствии был переработан в роман «Я пришел дать вам волю». В 70-ые годы на экраны вышли фильмы «Калина красная», «Печки – лавочки»,  вышел сборник рассказов «Характеры», фильм-спектакль Г. Товстоногова «Энергичные люди».
Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в 1974 году в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» С. Бондарчука.
«Верую!» (2009)
/реж. Л. Боброва, в ролях: А. Аравушкин, И. Основина, Ю. Жигарьков/
«А поутру они проснулись...» (2003)
/реж. С. Никоненко, в ролях: А. Абдулов, С. Гармаш, И. Бочкин/
«Крепкий мужик» (1991)
/реж. В. Смирнов, в ролях: И. Бочкин, А. Тихонова, В. Степанов/
«Энергичные люди» (1988)
/реж. В. Захаров, в ролях: Л. Куравлев, Л. Кудрявцева, Л. Сатановский/
«Ёлки-палки!..» (1988)
/реж. С. Никоненко, в ролях: С. Никоненко, Е. Воронина, Г. Польских/
«Праздники детства» (1981)
/реж. Р. Григорьева, Ю. Григорьев, в ролях: Л. Зайцева, С. Амосов, О. Захарова/
«Позови меня в даль светлую» (1978)
/реж. Г. Лавров, С. Любшин, в ролях: М. Ульянов, С. Любшин, Л. Федосеева-Шукшина/
«Они сражались за Родину» (1975)
/реж. С. Бондарчук, в ролях: В. Шукшин, В. Тихонов, Ю. Никулин/
«Калина красная» (1975)
/реж. В. Шукшин, в ролях: В. Шукшин, Л. Федосеева – Шукшина, Г. Бурков/
«Земляки» (1974)
/реж. В. Виноградов, в ролях: С. Никоненко, Л. Неведомский, М. Кокшенов/
«Энергичные люди» (1974) фильм - спектакль
/реж. Г. Товстогонов, в ролях: В. Кузнецов, С. Лосев, М. Волков/
«Печки-лавочки» (1972)
/реж. В. Шукшин, в ролях: Л. Федосеева-Шукшина, В. Шукшин, В. Санаев/


А В Г У С Т
9 августа 2016 года исполняется 122 года Михаилу Михайловичу Зощенко - писателю, драматургу, сценаристу, переводчику, признанному классику русской литературы.
Михаил Михайлович участвовал в Первой мировой войне, награжден 5 орденами. В печати он дебютировал в 1922 году. Произведения этих лет в форме рассказа он создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающий мир. В 1920-30-е годы его книги издаются и переиздаются огромными тиражами. Писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен.
1 февраля 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Михаила Зощенко Орденом Трудового Красного Знамени. Во время войны он выполняет работу, необходимую для фронта - пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио, сценарии к фильмам «Солдатское счастье», «Опавшие листья», работает для театров. Кстати, одна из его комедий, «Парусиновый портфель», выдержала 200 представлений за год.
В эвакуации Зощенко продолжает работать над автобиографической и научной повестью «Перед восходом солнца» (рабочее название «Ключи счастья»).
14 августа 1946 года выходит Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" и доклад Жданова, после которого Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию. Писателя не только перестали печатать, его имя не упоминалось в прессе, даже издатели переведённых им произведений не указывали имя переводчика. Почти все из знакомых литераторов прекратили с ним отношения.
В 1946-1953 гг. Зощенко вынужден заниматься переводческой работой (он виртуозно перевел повесть финского писателя Майю Лассила «За спичками» и др. произведения). В июне 1953 года М. Зощенко был заново принят в Союз писателей. Среди наиболее известных произведений писателя: «Парусиновый портфель: рассказы разных лет. Сентиментальные повести. Мишель Синягин: Повести и рассказы», повести «Голубая книга», «Перед восходом солнца» и др.
Самые известные экранизации произведений Михаила Зощенко:
«Истинные происшествия» (2000)
/реж. М. Ибрагимбеков, в ролях: Л. Ларионова, Г. Перель, В. Стеклов/
«Долой коммерцию на любовном фронте, или услуги по взаимности» (1988)
/реж. М. Солодухин, в ролях: Г. Петрова, Р. Мухаметшина, С. Арцибашев/
«Безумный день инженера Баркасова» (1983)
/реж. Н. Лырчиков, в ролях: В. Бочкарев, Н. Сайко, Е. Ханаева/
«Не может быть!» (1975)
/реж. Л. Гайдай, в ролях: М. Пуговкин, Н. Гребешкова, В. Невинный/
«На ясный огонь» (1975)
/реж. В. Кольцов, в ролях: Т. Доронина, Л. Дуров, Б. Химичев/

С Е Н Т Я Б Р Ь
7 сентября (26 авг. по ст.ст.) 2016 года исполняется 146 лет Александру Ивановичу Куприну - русскому писателю (переводчику).
Александр Иванович служил в армии в чине подпоручика. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. Впоследствии он опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)», романе «Юнкера», в рассказах «Ночлег», «Ночная смена», «Поход».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет в 1889 году - рассказ «Последний дебют».
В 1894 году поручик  Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. Его проза стала заметным явлением русской литературы. Среди наиболее известных его произведений рассказы «Белый пудель», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь», «Гранатовый браслет», повести «Олеся», «Поединок», «Яма», «Молох».
После захвата власти большевиками  писатель не принял политику военного коммунизма и  террор. Он уезжает в Париж и за семнадцать лет, проведенных в эмиграции, пишет три больших повести, много рассказов, статей и эссе.
К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах, его литературные гонорары были скудными. В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину.
В Санкт-Петербурге на месте ресторана «Вена», в котором часто бывал А.И. Куприн, находится мини-отель «Старая Вена», один из номеров которого полностью посвящён писателю. Там же находятся раритетные дореволюционные издания его книг и множество архивных фотографий.
Самые известные экранизации произведений
Александра Ивановича Куприна:

«Куприн» (2014) – в экранизацию вошли следующие произведения писателя: «Яма», «Впотьмах», «Поединок».
/реж. В. Фурман, А. Эшпай, А. Малюков; в ролях: М. Пореченков, С. Ходченкова, П. Агуреева, А. Белый и др./
«Подпоручик Ромашов» (2012)
/реж. И. Черницкий, в ролях: А. Прасолов, А. Бабенко, Б. Ступка/
«Мелюзга» (2004)
/реж. В. Морозов, в ролях: А. Коршунов, Д. Муляр, А. Клюка – Шаффер/
«Яма» (1990)
/реж. С. Ильинская, в ролях: О. Волкова, Т. Догилева, В. Кузнецова/
«И вот пришел Бумбо...» (1984)
/реж. Н. Кошеверова, в ролях: О. Басилашвили, С. Немоляева, Т. Пельтцер/
«Олеся» (1971)
/реж. Б. Ивченко, в ролях: Л. Перфилов, М. Капнист, Л. Чурсина/
«Гранатовый браслет» (1965)
/реж. А. Роом, в ролях: А. Шенгелая, И. Озеров, О. Басилашвили/
«Поединок» (1957)
/реж. В. Петров, в ролях: М. Названов, С. Блинников, И. Скобцева/
«Белый пудель» (1956)
/реж. М. Рошаль, В. Шредель, в ролях: В. Кольцов, В. Поляков, Н. Гицерот/
«Колдунья» (1956)
/реж. Андре Мишель, в ролях: Марина Влади, Морис Рене, Николь Курсель/

О К Т Я Б Р Ь
3 октября 2016 года исполняется 202 года Михаилу Юрьевичу Лермонтову – великому русскому поэту и прозаику.
Михаил Юрьевич рано потерял мать, его воспитанием занималась бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, представительница дворянского рода, уходящего корнями в XIV век.
Первое его произведение, появившееся в печати, - «Хаджи Абрек», затем Лермонтов пишет стихотворение "Предсказание" («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»). Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Стихотворение "Смерть поэта" (1837г) взорвало русское общество, вызвало гнев властей, за которым последовала первая ссылка на Кавказ. Здесь создаются "Демон", "Мцыри" и «Герой нашего времени».
Вторая ссылка на Кавказ сопровождалась личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Зимой 1840-1841гг, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но бабушка возражала, потому что  она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.
В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихотворений, среди которых знакомые нам с детских лет стихотворения «Бородино», «Парус», «Воздушный корабль» и др., две поэмы - «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова».
Михаил Юрьевич Лермонтов погиб  в 26 лет на дуэли 15 июля 1841 года.
Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями.
Самые известные экранизации произведений
Михаила Юрьевича Лермонтова:

«Герой нашего времени» (2006)
/реж. А. Котт, в ролях: И. Петренко, Э. Болгова, Ю. Колокольников/
«Ашик-Кериб» (1988)
/реж. С. Параджанов, Д. Абашидзе, в ролях: Ю. Мгоян, С. Чиаурели, Р. Чхиквадзе/
«Страницы журнала Печорина» (1975)
/реж. А. Эфрос, в ролях: О. Даль, А. Миронов, М. Нейман/
«Герой нашего времени» (1967)
(реж. С. Ростоцкий, в ролях: В. Ивашов, А. Чернов, П. Кирюткин)
«Княжна Мери» (1955)
/реж. И. Анненский, в ролях: А. Вербицкий, К. Шмаринова, Л. Губанов/
«Маскарад» (1941)
/реж. С. Герасимов, в ролях: Н. Мордвинов, Т. Макарова, М. Садовский)

Н О Я Б Р Ь
30 октября 2016 года исполняется 195 лет Федору Михайловичу Достоевскому - русскому писателю, мыслителю, философу и публицисту.
Несмотря на бедность родителей, Достоевский получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был им благодарен. Вместе со своим старшим братом он желал заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие.
В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди», признанный лучшим произведением этого периода. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.
В 1859 году были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" в журнале "Русское слово" и "Село Степанчиково и его обитатели" в журнале «Отечественные записки».
В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома».
К зрелому периоду творчества писателя относится уникальный в русской и мировой литературе моно-журнал философско-литературной публицистики "Дневник писателя". К наиболее значительным произведениям Достоевского литературоведы относят так называемое «Великое пятикнижье», в которое входят последние романы писателя: "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".
В 2002 году четыре романа Ф.М. Достоевского, а именно «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», включены в Список "Сто лучших книг всех времен".
Многие произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, по ним ставились балетные и оперные постановки. Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти.
Самые известные экранизации произведений
Федора Михайловича Достоевского:

«Бесы» (2014)
/реж. В. Хотиненко, в ролях: М. Матвеев, С. Маковецкий, А. Мерзликин/
«Бесы» (2008) - фильм-спектакль
/реж. Л. Додин, в ролях: И. Тычинина, Т. Шестакова, А. Колибянов/
«Преступление и  наказание» (2007)
/реж. Д. Светозаров, в ролях: Е. Яковлева, А. Балуев, С. Смирнова/
«Варвар и еретик» (2005) - по роману «Игрок»
/реж.: М. Захаров, К. Антропов, в ролях: А. Абдулов, А. Захарова, И. Чурикова/
«Идиот» (2000)
/реж. В. Бортко, в ролях: Е. Миронов, Л. Вележева, В. Машков/
«Преступление и наказание» (1998)
/реж. Джозеф Сарджент, в ролях; Бен Кингсли, Патрик Демпси, Жюли Дельпи/
«Бесы» (1992)
/реж. И. Таланкин, Д. Таланкин, в ролях: А. Руденский, В. Тихонов, П. Юрченков ст./
«Униженные и оскорбленные» (1990)
/реж. А. Эшпай, в ролях: Н. Кински, Н. Михалков, А. Вяземская/
«Месть женщины» (1990) – по повести «Вечный муж»
/реж. Жак Дуайон, в ролях: Изабель Юппер, Беатрис Даль, Жан-Луи Мурат/
«Бесы» (1988)
/реж. Анджей Вайда, в ролях Изабель Юппер, ЮттаЛямпе, Филиппин Лерау-Болье/
«Шальная любовь» (1985) -  по мотивам романа «Идиот»
/реж. Анджей Жулавски, в ролях: Софи Марсо, Чеки Карио, Франсис Юстер/
«Подросток» (1983)
/реж. Е. Ташков, в ролях: А. Ташков, О. Борисов, Л. Малеванная/
«Игрок» (1972)
/реж. А. Баталов, в ролях: Н. Бурляев, Л. Добржанская, И. Зеленогорска/
«Преступление и наказание» (1970)
/реж. Л. Кулиджанов, в ролях: М. Булгакова, Т. Бедова, Е. Лебедев, Г. Тараторкин, И. Смоктуновский, Е. Копелян/
«Братья Карамазовы» (1969)
/реж. И. Пырьев, К. Лавров, М. Ульянов, в ролях: Л. Скирда, М. Ульянов, К. Лавров, П. Павленко/
«Партнёр» (1968) – по мотивам повести «Двойник»
/реж. Бернардо Бертолуччи, в ролях: Пьер Клементе, Тина Омон, СерджоТофано/
«Скверный анекдот» (1966)
/реж. В. Наумов, А. Алов, в ролях: Е. Евстигнеев, В. Сергачев, К. Алексеев/
«Дядюшкин сон» (1966)
/реж. К. Воинов, в ролях: С. Мартинсон, Л. Смирнова, Ж. Прохоренко/
«Белые ночи» (1960)
/реж. И. Пырьев, в ролях: С. Харитонова, Л. Марченко, О. Стриженов/
«Игрок» (1958)
/реж. Клод Отан-Лара, в ролях: Жерар Филип, Лизелотте Пульвер, Франсуаза Розе/
«Идиот» (1958)
/реж. И. Пырьев, в ролях: Ю. Яковлев, Э. Геллер, Г. Шпигель/
«Братья Карамазовы» (1958)
/реж. Ричард Брукс, в ролях: Юл Бриннер, Мария Шелл, Клер Блум/
«Белые ночи» (1957)
/реж. Лукино Висконти, в ролях: Жан Маре, Марчелла Ровена, Мария Занопи/
«Преступление и наказание» (1956)
/реж. Жорж Лампен, в ролях: Робер Оссейн, Бернар Блие, Жан Габен/
«Идиот»(1951)
/реж. Акира Куросава, в ролях: Сэцуко Хара, Масаюки Мори, Тосиро Мифунэ/

Д Е К А Б Р Ь
11 декабря 2016 года исполняется 98 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына - русского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля, жившего и работавшего в СССР, Швейцарии, США и России.
Александр Исаевич лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года, диссидент, в течение нескольких десятилетий – с 1960 по 1980-е годы - активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими художественно-публицистическими произведениями по истории России XIX-XX веков.
Ещё в старших классах Александр Солженицын увлёкся литературой, но закончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета. Во время войны прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
За критические высказывания по поводу Сталина в переписке со старым другом в 1945 году его арестовали и приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке. Во время заключения Солженицыну несколько раз приходилось работать в закрытых конструкторских бюро («шарашках») по своей специальности - математиком. Эти годы описаны в его романе «В круге первом».
Впервые его рассказ «Один день Ивана Денисовича», о жизни простого заключенного из русских крестьян,  был напечатан в 1962 году в журнале «Новый мир» и сразу же был переиздан и переведен на иностранные языки. В этом же году Солженицына приняли в Союз писателей СССР.
Первые публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей, бывших заключённых, которые он получал после публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича», положили начало "Архипелагу ГУЛАГ".
Годы лечения в Ташкенте и больничные впечатления легли в основу повести "Раковый корпус".
В 1957 году Солженицына реабилитировали. Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. В 60-70-ые годы его произведения активно выходят за границей и печатаются в самиздате. Его публицистические произведения «Письмо съезду Союза писателей СССР» и «Письмо вождям Советского Союза», где он призывал отказаться от коммунистической идеологии,  получили широкую известность у нас и на Западе.
В 1974 году Солженицына лишают советского гражданства и высылают с семьей из страны. Тогда же был издан приказ «Об изъятии из библиотек и книготорговой сети произведений Солженицына А.И.»
В 1990 году Солженицын написал статью «Как нам обустроить Россию», вызвавшую большой общественный резонанс в стране. Авторский гонорар за нее он перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС.
Александр Исаевич Солженицын вернулся на родину в 1994 году вместе с семьей. За свою деятельность награждён Большой золотой медалью им. М.В. Ломоносова (1998) и Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007). Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени для награждения писателей, создан Фонд Александра Солженицына, которым после его кончины руководит жена писателя Наталья Дмитриевна Солженицына.
Самые известные экранизации произведений
Александра Исаевича Солженицына:

«В круге первом» (2006)
/реж. Г. Панфилов, в ролях: Е. Миронов, Д. Певцов, С. Карякин/
«Один день Ивана Денисовича» (1970) 
/реж. Каспар Верде, в ролях: Том Кортни, ЭспенСкьонберг, Альф Малланд/